Смотрите: в январе—марте 2013-го доля отечественных товаров была равна 70,9%, 2014-го — 69,4%, 2015-го — 68,9%, 2016-го — 65,7%, 2017-го — 65,3%, 2018-го — 63,1%, 2019-го — 61,7%. Как видно, безудержное падение доли белорусских товаров наблюдается много лет подряд и идет как в кризисные периоды, так и при стабильной работе экономики. Политика импортозамещения, которую давно продвигают чиновники, не работает. Такое положение дел легко объяснимо. Беларусь закрылась пошлинами от внешнего мира, но практически открыта для товаров из Евразийского экономического союза. Вот эти товары и теснят белорусскую продукцию на собственном рынке. По сути, главными конкурентами для РБ стали россияне, казахи, армяне и кыргызы. «Поставить заслон» импорту из ЕАЭС чаще всего невозможно, так как запреты нарушают нормы евразийского союза. Можно легко нарваться на жесткие ответные действия партнеров по интеграции. Поэтому белорусским товарам остается один путь — путь прямой конкуренции с импортом. Потребитель покажет, чья продукция более востребована на рынке. При этом Беларусь отчасти «спасает» то, что страна не вошла во Всемирную торговую организацию. Если власти сделают уступки по импортному тарифу ради вступления в ВТО, натиск зарубежных конкурентов на наших производителей еще усилится. Пока же и без того просадка идет по главным направлениям. За 2013—2020 гг. доля белорусского продовольствия в продажах организаций торговли опустилась с 82,2% до 76,3%, непродовольственных товаров из РБ — с 55,2% до 40,8%. Заметно, что в непродовольственном сегменте позиции белорусских производителей намного слабее и теряются с большей скоростью. Видимо, это связано с меньшей транспортабельностью питания на большие расстояния. Свежие продукты сложнее доставить из-за того, что они могут испортиться в короткие сроки на таможне. Тем не менее, в 2020-м доля белорусской продукции сократилась в продажах многих продовольственных товаров. Значительное падение за год произошло по сахару и сахарозаменителям (с 99% до 86,7%), по муке (с 94,4% до 84,6%), по гречневой крупе (с 31% до 25,9%), по макаронам (с 65,4% до 61,4%), по сырам (с 94,9% до 91,7%). Ситуация в сегменте непродовольственных товаров была следующей. Удельный вес отечественной продукции по кожаной обуви упал с 51,4% до 44,2%, по цементу — с 88,2% до 83,6%, по керамической плитке — с 56,2% до 51,6%, по трикотажной одежде — с 42,3% до 39%.