Современные подвижники вселенского православия.
По книги «Монахиня Гаврилия. Подвиг Любви» (Свято - Покровская монашеская община. 2000 г.)
Матушка Гавриилия. (2.10.1897 – 28.03.1992)
Послушницей в Вифанском монастыре она всегда стояла рядом с образом Архангела Гавриила. Всей своей жизнью и своим служением она несла Благую весть о Спасителе по всему миру. Но Геронтисой (матушкой) Гаврилией она станет только в 69 лет, Старец Амфилохий даст ей малую схимну в 66 году, и незадолго перед смертью она примет большую схимну.
Наиболее известны последние 20 лет ее жизни, здесь близкие старались записать беседы с ней ее рассказы. В воспоминаниях близких остались, прежде всего, бескрайняя любовь «все покрывающая, всему верующая, всего надеющееся всего переносящая» и поучительные эпизоды из ее жизни, которые она сама раскрывала перед слушающими. Ее биография собиралась из различных воспоминаний родных и знакомых.
Для нас житие Святых и Праведников – это бросок «сталкера» по вечно меняющейся «зоне», который смог пройти Путь Спасителя, в нашей реальной человеческой жизни. Но жизнь давно ушедших иногда кажется не возможна в современных условиях. Лукавый ум оправдывает себя, что им было проще, соблазны были другие, окружение другое. И тем ценны наши современники, стремящиеся исполнить Закон Божий каждой минутой своего пребывания на Земле, и пройти этим Путем в Истину и Жизнь…
Начало.
Аврилия Папайяни родилась в 15 октября 1897 года в богатой греческой семье, проживавшей в Константинополе. Другом семьи и крестным Аврилии был Василий Антониадис, писатель и ректор Богословского факультета Халкии. Дедушка ее был видным государственным деятелем, он первый, кто проложил телеграф на Святую Гору – Афон. Отец занимался лесоторговлей. Аврилия получила прекрасное образование, особенно проявляя способности к иностранным языкам. Она прекрасно владела английским и французским, что потом не раз давало ей кров и пропитание. Особенно любила географию, и всю карту мира перечеркала маршрутами предполагаемых путешествий. Господь реализовал все ее мечты – в своей миссионерской деятельности она посетила почти все страны Европы, США, Канаду, Индию и Африку.
В 25 лет в Салониках она поступает в Аристотелев Университет на философский факультет. Общается с видными мыслителями, писателями своего времени. Проходили годы в благополучии и спокойствии, но в 1932 году у нее был некий духовный опыт с иконой Господа (она никогда не рассказывала об этом подробно). После чего она уходит от семьи «работать своим руками и жить одной». Первое ее труждение было медсестрой в частной психиатрической клинике в Афинах. 40 лет – переломный возраст, начало ее странствий. С одной бумажной лирой она отправляется в Англию, опять работает – обучая языку детей и ухаживая за немощными и пожилыми. В это время она заканчивает курсы массажа, потом получает диплом физиотерапевта. Войну переживает в Лондоне, работает в госпиталях и никогда не прячется в бомбоубежище. Она учится всю свою волю подчинять Божьей. Никогда не говорит слово - «нет», соглашается на любое предложение или просьбу о помощи, никогда не заботится о «дне завтрашнем» и не откладывает на черный день, не имеет счет в банке. Не накопив финансового капитала, уже в Афинах Господь дает ей возможность открыть собственную клинику. Говорят, чтобы не нарушить бизнес других врачей, она брала плату за свои услуги, но уже к вечеру все раздавала нуждающимся: кому-то оплачивала квартиру, кому-то лечение или образование. Ее друг богослов Николай Зернов удивлялся, почему она оставила философию, ведь через нее она могла говорить прямо с сердцами людей. А Аврилия смеялась «Посредством ног - в сердце». (Через 20 лет уже в монашестве признавалась: «Вот теперь я иду прямо в сердце»). Потом вдруг, получает «зов» ехать в Индию. «Яви, Господи, волю Твою в жизни моей!»
«За три моря»…
Период жизни в Индии – самый загадочный. В это время Индия стала модным «духовным» центром, куда устремились многие христиане, предавая свою веру. Поднимались и богатели множество монастырей со своими «гуру» и «таинственными» практиками. С другой стороны именно в Индии пыталась сделать карьеру многочисленная армия христианских миссионеров». Хорошо финансируемые, образованные. Они видели в индусах – «дикий народ», а в Индии - только «неокученное поле» миссионерской славы. Амбициозные, высокомерные проповедники не вызывали ни уважения, ни доверия. Как говорила Индира Ганди: «Самое плохое, что есть в христианстве - вы сами христиане»…
Аврилия ничего не искала: «Шла, следуя голосу Господа, как бы имея Ангела – путеводителя. Приходили приглашения от людей, которые устраивали мое шествие». В Индию физиотерапевт Лиля приехала без копейки денег, в единственном белом платье, не имея никаких знакомств, но с огромной любовью и готовая служить каждому. Она никогда не учила местные наречия, зато «знала пять языков: Первый – улыбка… Второй – слезы, Третий – прикосновение… Четвертый – молитва… Пятый – любовь…» С этими пятью языками она объехала (а где и исходила ногами) не только всю Индию, но и почти весь мир. Она оказывает медицинскую помощь нуждающимся, ухаживает за тяжелобольными, ведет семинары и лекции для клиник по физиотерапии…. Но главным ее служением оказывается работа в лепрозориях. Она дружит с несколькими подвижниками – врачами, поднимающие клиники для больных проказой. Она делает процедуры для больных проказой, бинтует, обрабатывает раны, ей приходится обрезать пальцы, гниющие и обгрызанные мышами. После приема Лиля ухаживает за лежащими и даже стирает им белье. При этом живет часто в хижинах, где запросто гостят мыши, змеи и ядовитые насекомые.
Слава о «Лили, лечащей руками» распространяется по Индии, ее приглашал к себе Джавархарлал Неру, а с Индирой Ганди она поддерживала дружеские отношения долгие годы. Спеша на помощь и слушая волю Господу, она исколесила всю Индию. И всегда в белом платье с короткими рукавами и в сандалиях, одетые на хлопчатобумажные носочки (в Индии температура от -10 до +40), не кипятила воду (только перекрещивала ее), питалась местными продуктами и ни разу не болела. Ей приходилось даже ночью путешествовать по джунглям, полных диких зверей (однажды ее сопровождала тигрица), иногда не иметь ночлега, Господь хранил ее, и никаких серьезных травм она не получала. В то же время некоторые «гуру» из монастырей ревновали к ее известности, устраивали ей различные козни, пытаясь выпроводить из страны.
Почти год она прожила в Гималаях, имея с собой только Евангелие, в «нескончаемой молитве и почти полном молчании», общаясь только с нуждающимися в ее медицинской помощи. Питалась только сухим хлебом, вареной чечевицей и разведенным сухим молоком из гуманитарной помощи Красного Креста.
Как она сама признавалась «она училась быть служанкой Бога и людей» и «ей казалось, что ее жизнь угодна Богу и о монашестве она не задумывалась», но потом неожиданно получила «зов», что ее жизненный путь идет через монастырь… И тут же появилась возможность, по рекомендации одной новой знакомой, написать в монастырь в Вифании и уехать из Индии. Провожал ее Неру, на прощанье подарил, то, что «она могла принять: гирлянду цветов на шею».
В монастыре в Вифании, окормляемым старцем Феодосием, она прожила три года. Когда поступила послушницей, ее странствия, не имеющие благословения, вызывали естественное недоумение, поэтому «Аврилия из Индии» была тщательно испытуема старцами: участвовала ли в богослужениях или практиках, ела ли идоложертвенное. Удивительно, что все соблазны Индии миновали ее как бы сами собой. Не увлекалась и не вовлекалась миром, «который существовал как театр, вне ее»…………
Помимо уборки территории, заботой об огороде, ее послушанием было – вести дела старца Феодосия и ухаживать за престарелыми монахинями. Но мир не оставлял ее. К ней приходили с болезнями и травмами из соседних деревень и из воинской части, расположенной рядом. Потом и сама по утрам стала посещать больницу для детей-инвалидов. Так как она знала иностранные языки, на ее имя стали приходить посылки с продуктами из различных иностранных миссий для распределения среди нуждающихся и склады монастыря переполнились всякой снедью.
Ее опять стали звать в поездки, то сопровождать больных или иерархов церкви, то поделиться опытом, то почитать лекцию или провести беседу. Всегда не имея в кармане ни копейки денег, она говорила «Да», просящим и отправлялась в путь, если ей предоставляли билет. Смеялась: «Это Ангелы меня футболят».
«Ангелы футболят»…
Сначала ее пригласил Вселенский Патриарх Афиногор в качестве православного присутствия в французский Тэз. Потом едет в Швейцарию. По благословению архиепископа Иакова, вместе с проповедником Стэнли Джонсом она объездила 12 штатов Америки и Канады, всем возвещая о любви Божией. «НЕ ТО ЗНАНИЕ, КОТОРОМУ НАУЧИЛСЯ, А ТО КОТОРОЕ ВЫСТРАДАЛ». И люди впервые видели православную монахиню, которая «не судила, не осуждала, не характеризовала, просто «выкладывала» то, что сама видела и слышала».
В 1962 она посещает старца Амфилохия на острове Патмос, который дает постриг и благословляет на миссионерство. В 63 году она возвращается в Индию уже в черной рясе монахиней Гаврилией. Помогает отцу Лазарю Муру (иеромонаху Русской православной церкви) в возведении небольшой православной церкви, и опять «готовит, стирает белье, видит народ…». Но в жизнь в Индии опять врывается Европа.
Маршруты 63-66 года: Индия –Греция- Швейцария- Англия -Швеция – Германия – Израиль (Иерусалим) –Иран (Тегеран) - Индия (Дели, Бомбей, Хайдербат и т.д..)). На несколько месяцев она получила передышку в маленьком монастыре с суровыми уставом исихастов под Афинами. Помогает ухаживать за больными в русском доме для престарелых и делает переводы статей Антония Римского. Труд, труд, труд, не минуты покоя. А ей уже под 70 лет. Она всегда напоминает, слова своего старца: «Ум в Боге, а руки на плуге».
В 68 Антоний Римский благословляет ее отправится в Африку. В письме к другу она пишет: «Никогда я не помышляла ехать в Африку. Но никогда мой разум не играл роли, в том, что касается Пути Его». В Кении помогает блажейнейшему отцу Христосу Папасаронтпулосу. Она ведет канцелярию, семинары по гигиене и обучает языку неграмотных. Потом посещает больницы для прокаженных, обучает медсестер и врачей «способам лечения и обработки язв». Она горит, что «ощутила рану и покорность Африки, и что здесь Христос имеет некое африканское измерение». Сопровождает отца Антония Римского и отца Павла и отца Амфилохия в дальних поездках по Африке, где происходит многочисленные крещения в реках, катахезация. Путь проложен. В Африку устремляются многие подвижники православного миссионерства. Геронтисса признавалась, что «Всегда Бог посылает мне кого-нибудь в свое время, и потом ведет меня на следующее..»
Потом Вифания, Афины, Крит, В 70-м вместе с митрополитом Кисамским и Селимским (очень уважаемый святитель) из Германии едет в Бонн. Англия, Швейцария, Америка, Кипр, Синай. Ухаживает за больными, посещает больницы, сопровождает на лечение. «С верую и иностранными языками все бывает! - часто говаривала Геронтиса, отправляясь в поездку- Ехала, куда меня звала нужда ближнего. Не я ездила. Ангелы меня вели. Всегда у меня была уверенность Божия, и призыв Священного Писания: «Не надейтесь на человека…»»
Она имела друзей во всем мире, друзей разных национальностей и вероисповедания. Была хорошо знакома с пастором и политическим деятелем Мартином Лютером Кингом, в Индии подружилась не только с семьей Ганди, но и с сестрой Терезой. И в то же время не имела и следа синкретизма в духовной жизни и в темах Службы. По воспоминаниям очевидцев: «Она никогда не любила совместные молитвы, хотя имела друзей и связи с людьми других конфессий. Ей звонили инославные монахини и говорили: «Мы приедем, вместе помолимся…» «Я не молюсь голосом, и никогда с компанией. Одна или в церкви, - говорила она им. Приезжайте, однако, попьем прекрасного чайку, и вы расскажите новости.»
Дом Англов. «Кто ищет воли Божьей, тот имеет себе наставников Ангелов». (Исаак Сирин).
В Афинах батюшка Агафангел (благой ангел, как звала его матушка) предложил Геронтиссе поселится в бывшем приюте для молодых богословов. На десять лет эта квартира превратиться в Дом Ангелов, куда устремятся тысячи страждущих. «Вся человеческая боль была там. Разводы, болезни – душевные и телесные – СПИД, наркотики, души, смятые всяческими экзотическими религиями и парарелигиями. Разочаровавшиеся сторонники ловких «наставников» и, прозревшие ученики различных «бесед», «групп», «учителей», и им подобных искателей псевдоистины.» Здесь они получат совет, утешение, телесное и душевное врачевание. Матушка, закрывала за ними дверь и дрогнувшим от волнения голосом возсылала: «Слава Тебе, Показавшему Свет». Ее близкие вспоминают, что «слово ее всегда было из Священного Писания, незамедлительное, ощутимое и освобождающее. Практическое, никогда не теоретическое или проповедническое. Мы просили объяснить, где и почему мы падаем или более, и она, выявляя причины. Однако нужно было всегда попросить ее об этом, она никогда не учила непрошено. И самая горькая истина из ее уст воспринималась терпимо. И какой бы кривой палкой ты ни был – кто из нас не такой, - выпрямлялся, не понимая этого». «Без обиняков и установленных штампов, отвечала она прямо и входила в суть вопроса, порой минуя логику и ее кажущееся противоречие. Часто такое тебя поражало, но, в конце концов, ты принимала ответ и вскоре недоумение разрешалось».
Сама она говорила, что это Господь как бы накидывает на нее покрывала, благодаря которому все кажется таким весомым. «Мы не можем гордиться из-за того, что помогаем людям. Ни помогаем никому. Он есть Помощник, Он - Наставник, если мы прилепились к нему, и Он нас ведет». «Опыт меня научил, что никто не может помочь кому-либо, несмотря на все желание и любовь; помощь приходит только, когда придет Время Божие, от Одного».
Она несла любовь, преобразующая все, утверждая, что «Любовь – бомба, все злое разрушает». Именно здесь близкие стараются максимально точно зафиксировать ее рассказы и беседы, кто с магнитофоном, кто с блокнотом…
Трудно не соблазниться чудесами, поэтому подвижники православия стараются не демонстрировать каких то особенных способностей. Матушка Гаврилия была проницательна. Обычно всегда заранее знала, кто звонит в дверь или по телефону, от кого письмо и что в нем. Одним ее прикосновением и молитвой немедленно проходила боль. Хотя сама она уверяла, что помогают ее повязка или подушечка, которую она прикладывала к больному месту. Одна посетительница видела, как у Матушки «горели руки», буквально, они были очень горячими и красными. В это время к ним пришла в гости простудившаяся знакомая и после легкого поглаживания шеи, та полностью выздоровела. А матушка призналась, что иногда ее руки так горят, что она спасается только отпустив их в холодную воду. В 70 лет ей удалили катаракту на одном из глаз, а через несколько лет оказалось, что хрусталик заново вырос. Она не любила срезанные цветы, хотя приносили ей множество, а она говорила «Вы приносите цветы еще живые, а мне их хоронить». Есть очевидцы, как она подходила к увядшему букету, и он оживал…
Уход.
1989 год она проводит в кельи обители святого Нектария – Святого Покрова, как она говорила, это был «зал ожидания неба» на острове Эгина. Здесь приходит испытание. Великой седьмицей у ней резко надулись лимфатические шишки. Ее увозят в больницу. Биопсия показывает – рак. Со страшным болями, молчаливо лежала она в палате, но не давала себя оперировать… Всем казалось, что приближается конец. В Великою Субботу она идет на службу в ближайшую церковь. После принятия Святых даров опухоль исчезает полностью...
Потом поселяется на острове Леросе. Последние годы она провела почти в полном безмолвии. «Слова уже обременяли». Она писала письма, и только в субботу и воскресенье видела народ. Почила Геронтисса Гаврилия 28 марта 1992 года.
Высказывания.
«Любовь означает уважать свободу другого». «Брак – это любовь, нежность, дружба. Это не секс. Секс – это что-то противобожественное, потому что «от мира сего». Не имеет связи с душой.»
«Таинство брака как Таинство крещения. Если не возродишься в сердце другого, и другой в сердце твоем, то Бог как бы отсутствует. Конечно, он – Присутствующий, но смотрит на вас и жалеет. Не может вам помочь, потому что его не допускаете, сами не зная того». «Нас не должно интересовать ответное чувство или результат. Мы должны просто стараться – остальное сделает Бог».
«Снисхождение и кротость – оружие и признак духовно сильного человека. Он все «понимает» и все прощает». «Мы все помогаем себе, помогая другим. Один – косвенно, другой – непосредственно.»
«Об этом говорит и святой Павел «После первого и второго вразумления, отвращайся.» Конечно! Сказал, что нужно было, помог человеку, сколько мог. А дальше молись о нем и сиди спокойно и смотри за собой».
«Если хочешь что-то сделать, не сообщай никому. Если «осуществиться на словах», то не осуществиться на деле. Держи в тайне до последнего момента от всех.» «Никогда не говори, что поздно, да же если упал слишком низко». «Господь наносит удары только своим. Что бы проснулись и осознали и покаялись». «Пусть Бог стоит между тобой и целью, но не цель между тобой и Богом».
«Язык Божий – молчание.» «Кто живет прошлым, подобен мертвому. Кто живет, мечтая в будущем, тот наивный, потому что будущее – только Божие. Радость Христова находится только в настоящем. В Вечном Настоящем». «Ахиллесова пята людей находится во многих разговорах и беседах». «Наше «Нет» и всякое отрицание уничтожает наше действие». «Цель наша – даже если в голове имеем паразитов – в сердце иметь Утешителя».
Из бесед…
Большое заблуждение думать, что твоим старанием можешь изменить человека. Никогда. Своей жизнью можешь. Попытками, беседой, противоречием и всем таким, никогда, или очень, очень редко. Исправление придет, когда придет время Божие. Если ты изменишь самого себя и станешь живым примером для того, кого хочешь исправить, идеалом, и он увидит тебя счастливой, тогда измениться. Когда кто молится о человеке, это нормально. Но когда пытается его исправить, нет. Это только в руке Божией. У Бога своя программа для каждого из нас. Для всех. Мы свободны. Он знает наше шествие до последней минуты нашей жизни. Мы его не знаем. И если постараемся еще более соединиться с Богом, тогда не будем иметь необходимости что-либо делать. Потому что автоматически станем примером для всех, кого желали бы видеть на Его пути. Однако, естественно, как по молодости, так и по любви, какую вложил Бог в твое сердце, тебе трудно это понять, по крайней мете в начале, но нельзя разочаровываться и говорить: «В чем дело? Столько труда, а он еще там?» Но знаешь? То же самое говорит и Бог: «Столько раз я прощал, столько раз терпел. Он все еще тот?» И тогда продолжение будет в молитве. Как и начало – в молитве. Не осуждая другого. Однажды, когда я уже поняла, что молитва есть все, я увидела на дороге двоих детишек, во гневе дерущихся до крови. Я не пошла их разнимать, но применила на деле то, во что верила. Повернула голову на другую сторону и сказала: «Господи, вложи Ты мир Твой между ними». И когда повернулась посмотреть, вижу их снова смеющихся и играющих. Это был ответ Божий. Знай это. Мир и тишина наша, и как мы живем, показывают, как мы веруем. Поэтому один человек может нам говорить самые лучшие учения, но, если мы видим, что он сам возмущается, беспокоится и шатается, не можем поверить тому, что он нам скажет. Итак, если хотим помочь другим, целью нашей жизни должно быть – приблизиться, сколько можем, к Первообразу, т.е. к Господу.