Гордость и гордыня

Аватара пользователя
островок
Пользователь
Сообщения: 1174
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 19:02

Гордость и гордыня

Сообщение островок » 11 мар 2015, 21:32

Попробуем разобраться в чем разницы между этими категориями?

На мой взгляд, разница в точке приложения сил.
Гордость однозначно включает в себя окружающее, то есть можно быть гордым чем-то, не обязательно даже имеющим личное участие в этом. То есть в гордости себя, как-бы, нет. Даже если идет речь о личном достижении, положительным содержание это наполняется тогда когда человек не допускает даже мысли, что он это сделал один единственный "в поле воин". Ведь всегда вокруг кто-то есть и что-то складывается в какой-то момент благополучно, для того, что бы это личное достижение случилось. Собственно, когда в этом случае человек ожидает признания, он как-бы разделяет его с окружающим, причем это внутренне чувство, внешне может совершенно никак не выражаться. это - нормальное состояние, поэтому и не бросается в глаза.

А вот когда гордыня впереди, тогда как раз и заметно, потому что не нормально для ЧЕЛОВЕКА. Тут, конечно, свое всегда впереди.
Ушла я в какую-то банальность..... Говорят, что графически гордыня вылезает, когда любом тесте, пишущий очень часто употребляет "я". Вот и я такая, напишу, а потом (ура компьютеру!) стираю .... а о гордыне взялась говорить....
Ваш ход :oops:
Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и.

Аватара пользователя
Туранчос
Администратор
Сообщения: 4292
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 08:27

Гордость и гордыня

Сообщение Туранчос » 11 мар 2015, 21:59

островок, помидорки у Вас замечательные! Есть повод для гордости! :)
Для себя давно сформулировал: хитрость - категория ума, а хитрожопость - категория тупости. С гордостью и гордыней, наверное, примерно то же самое. При этом под умом и тупостью понимаю не академическое, а духовное.
Острую мысль нужно подавать тупым концом вперед

Аватара пользователя
островок
Пользователь
Сообщения: 1174
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 19:02

Гордость и гордыня

Сообщение островок » 11 мар 2015, 22:12

Туранчос, спасибо! Но помидорки не мои, и-нетные, свои не фотографировала, хоть до декабря долежали.

Что-то у меня хитрость в духовном плане не вырисовывается никак. В духовном плане это скорее разумение. Или я запуталась... разъясните, что подразумеваете под "академичным" пониманием этих категорий и "духовным". Что-то вообще это от меня далеко.... нет у меня хитрости-то, не умею. Смекалка только, бытовая. Или это уже можно отнести к "хитрож...ти"? :D
Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и.

Аватара пользователя
Tatjana
Пользователь
Сообщения: 1328
Зарегистрирован: 28 ноя 2014, 00:47

Гордость и гордыня

Сообщение Tatjana » 11 мар 2015, 23:15

Туранчос писал(а):Источник цитаты хитрость - категория ума, а хитрожопость - категория тупости.

:yes: а хитрожопость - категория тупой гордыни...

Аватара пользователя
островок
Пользователь
Сообщения: 1174
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 19:02

Гордость и гордыня

Сообщение островок » 11 мар 2015, 23:26

Tatjana писал(а):Источник цитаты категория тупой гордыни...

:so_happy:
Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и.

Аватара пользователя
AnnaGolova
Пользователь
Сообщения: 566
Зарегистрирован: 15 фев 2015, 00:06

Гордость и гордыня

Сообщение AnnaGolova » 11 мар 2015, 23:35

Наверное, лучше всего на эту тему сказал Александр Ельчанинов в статье Демоновская твердыня. И очень современным языком. Не стала прятать текст, уж простите.
об авторе
[Родился 1 марта 1881 года в г. Николаеве в семье офицера. Окончил исторический факультет Петербургского университета, изучал богословие и литературу. Отказался от академической карьеры и поступил в Московскую духовную академию. Был секретарем Московского религиозно-философского общества имени В. Соловьева (1905). Преподавал в гимназии Левандовского в Тифлисе, затем работал директором этой гимназии. Покинул Россию в 1921 году. Жил в Ницце, на юге Франции, где преподавал русский язык. Был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД). Женился на Т.В. Ельчаниновой (урожд. Левандовской). Священник (1925). Скончался в Париже 24 августа 1934 года. Похоронен на кладбище в г. Медон под Парижем


Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть Ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.

И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя», оставим его как общий термин, включающий все вышеперечисленное. Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерывное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? «Тщеславие издали видит приближающегося зрите-ля и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными и т. д.» — все это происходит, пока есть зрители. Детская и юношеская застенчивость часто не что иное, как скрытое самолюбие и тщеславие. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно, даже в нашу исповедь: «грешен как и все», «только мелкие грехи — никого не убил, не украл». В дневниках гр. С. А. Толстой есть такое характерное место: «И то, что я не умела воспитать детей (вышедши замуж девочкой и запертая на 18 лет в деревне), меня часто мучает». Главная покаянная фраза совершенно отменяется самооправданием в скобках.

«Бес тщеславия радуется» — говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же для утаения подвига моего скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану — тщеславием обладаюсь; соблюдаю молчание — паки оному предаюсь. Куда сие терние ни поверни, все станет оно вверх своими спицами».

Ядовитую сущность тщеславия хорошо знал Лев Толстой. В своих ранних дневниках он жестоко обличает себя за тщеславие. В одном из дневников 50-х годов он горько жалуется, что стоит появиться в его душе доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется оглядка на себя, тщеславное ощупывание себя, и вот драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит, благодаря тщеславию умирает лучшее, что есть в вас, значит, мы убиваем себя тщеславием; реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками. Тщеславный стремится к смерти и ее получает.

«Я редко видел, — пишет один из современных писателей, — чтобы великая немая радость страдания проходила далями человеческих душ, не сопровождаемая своим отвратительным спутником — суетным, болтливым кокетством (тщеславием). В чем сущность кокетства? По-моему, в неспособности к бытию. Кокетливые люди — люди, в сущности, не существующие, ибо бытие свое они сами приравнивают к мнению о них других людей. Испытывая величайшие страдания, кокетливые люди органически стремятся к тому, чтобы показать их другим, ибо посторонний взгляд для них то же, что огни рампы для театральных декораций» (Степун, «Николай Переслегин»,
стр. 24).

Усилившееся тщеславие рождает гордость. Гордость есть крайняя самоуверенность с отвержением всего, что не мое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут». («Леств.»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, так как гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на душу одного брата, чтобы тот не гордился: а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!». Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все, несомненно, признаки гордости.

Об этом прекрасно пишет Симеон Новый Богослов: «Кто, будучи бесчестим или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным. А если будет противоречить с горечью и говорить с дерзостью, то придаст силы змию изливать яд в сердце его и немилосердно пожирать внутренности его».

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцанию божественному» (Творения, т. 1, стр. 8, М., изд. 1851 г.). В этом кратком определении раскрыта сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, «впал в самовожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения как в телесной, так и в душевной нашей жизни. Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто — это так называемый «темпераментный» человек, «увлекающийся», «страстный», талантливый. Это своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В обратных случаях, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем несчастье; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни. Ведь есть люди, «которые в самом чувстве собственного унижения посягнули отыскать наслаждение» (Достоевский, «Записки из подполья»).

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает как компенсацию эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы») в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, даже поддерживанием и раздуванием дурных слухов о себе, наконец, даже в виде прямых психозов, например, навязчивых идей, мании преследования или мании величия (Поприщин у Гоголя).

Итак, сосредоточенность на себе уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале — это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением, переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить, проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и по-дружески вмешивается в чужие дела, невольно обнаруживает исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение», или «я придерживаюсь правила», «я имею привычку предпочитать» (у Тургенева).

Говоря о чужом горе, бессознательно говорят о себе: «Я так была потрясена, до сих пор не могу прийти в себя». Одновременно проявляется огромная зависимость от чужого одобрения, на основании которого человек то внезапно расцветает, то вянет и «скисает». Но в общем на этой стадии настроение остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.
Человек будет счастлив, если на этой стадии у него появятся серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь, и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше. Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость? С одной стороны — отсутствие скромности, а с другой — самоуслаждение примитивным процессом самообнаружения. Эгоистическая природа многословия ничуть не изменяется от того, что это многословие — иногда на серьезную тему: гордый человек может говорить о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос, совершать добрые дела или молиться — что выше.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования. Человек посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; становится раздражителен, упрям, сварлив. Он убежден, что его никто не понимает, даже его духовник; столкновения с «миром» обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, но еще не против Бога.

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, грань между добром и злом размывается, так как она заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, невыносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других. Он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание и беря у него реванш. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант, — на творчество, и тут гордец может иметь благодаря своему напору некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке человек разрывает связь и с Богом. Если раньше он совершал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он входит в привычку. Если на этой стадии ему легко, то ему будет легко с дьяволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства. Гордый и в этой жизни пребывает в состоянии полной изоляции (тьма кромешная). Достаточно посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо, противоречащее его мнению, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, так что даже в похвалах своих он остается гордым, замкнутым в себе, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из чувства «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойе) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношениек людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда считает себя правым и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество». Гордый терпит поражение на всех фронтах: психологически — тоска, мрак, бесплодие; морально — одиночество, иссякание любви, злоба; с богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геенна еще при жизни; гносеологически — солипсизм(1); физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути?

Ответ вытекает из сущности вопроса — смирение, послушание объективному, послушание по ступенькам: любимым, близким людям, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец, послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя». Да отвержется... да отвергается каждый день; пусть каждый день, как стоит в древнейших рукописях, берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней и молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного. И тогда ему откроется путь в царство покоя, «глубочайшего смиренномудрия, все страсти истребляющего».

Богу нашему, «Который гордым противится, а смиренным дает благодать», — слава.

Пo книге «Записи», Священник Александр Ельчанинов, Москва, «Русский путь», 1992.

1 Крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только мыслящего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании. В этическом смысле — крайний эгоизм, эгоцентризм.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною...(1Кор.6:12)

Аватара пользователя
островок
Пользователь
Сообщения: 1174
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 19:02

Гордость и гордыня

Сообщение островок » 11 мар 2015, 23:49

"Записи"..., 92 год издания.... ох, это моя вводная лекция в православие была в 93 году... Эх, золотое время - неофитство!
Ельчанинов меня поразил именно обращением к мирским людям, совсем обычным, достаточно далеким от Бога.

AnnaGolova, Выделите пожалуйста, в тексте опорные слова, что бы глаз их выцепал, а то такую точность описаний легко пропустить в большом тексте
Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и.

Аватара пользователя
островок
Пользователь
Сообщения: 1174
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 19:02

Гордость и гордыня

Сообщение островок » 12 мар 2015, 00:01

Под "Гордостью" выше понимала частный случай, в мирском понимании. Ну в том смысле когда люди говорят, что чем-то гордятся, страной к примеру, достижениями какими-то коллектива.... Ну, что в сов. период культивировалось и в принципе, как качество, ничего плохого не несет. Так как возвеличивания "я" там нет. Хотя, есть и такие завороты Гордыни (гордости в широком смысле), когда человек именно подчеркнуто "мы-кает", то есть прячется как-бы, не искренен, тут наверное как раз с той самой "хитрож...ю" и смыкается.
Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и.

Аватара пользователя
Sagittarius
Администратор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 26 ноя 2014, 04:10

Гордость и гордыня

Сообщение Sagittarius » 12 мар 2015, 01:00

AnnaGolova писал(а):Источник цитаты Наверное, лучше всего на эту тему сказал Александр Ельчанинов в статье Демоновская твердыня

в каждом абзаце - гордыня и тщеславие ))) - вот, мол, какой я самый умный, всех умыл, всех раскусил

а на деле, если подробно разбирать каждый абзац - чушь недалекого человека, который под свою теорию подгоняет все, что ни попадя и обобщает так, что смех разбирает
Скверна привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы — правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, — враги отечества (Махатма Ганди)

Аватара пользователя
островок
Пользователь
Сообщения: 1174
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 19:02

Гордость и гордыня

Сообщение островок » 12 мар 2015, 01:08

Sagittarius, Вы обещали.... Не по буддистски Вы поступаете.
Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и.

Аватара пользователя
Туранчос
Администратор
Сообщения: 4292
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 08:27

Гордость и гордыня

Сообщение Туранчос » 12 мар 2015, 01:13

островок писал(а):Туранчос, спасибо! Но помидорки не мои, и-нетные, свои не фотографировала, хоть до декабря долежали.

Что-то у меня хитрость в духовном плане не вырисовывается никак. В духовном плане это скорее разумение. Или я запуталась... разъясните, что подразумеваете под "академичным" пониманием этих категорий и "духовным". Что-то вообще это от меня далеко.... нет у меня хитрости-то, не умею. Смекалка только, бытовая. Или это уже можно отнести к "хитрож...ти"? :D

1. От помидорок не откосите! Не на моей же аве, так что - Ваши! :D
2. С духовным переборщил. Правильнее будет сказать "ум и тупость души", хотя тоже не в полной мере передает суть того, что я имел ввиду. Можно получить несколько высших образований и быть, в академическом плане, достаточно умным человеком. Но при этом обладать совершенно не развитой, тупой душой. Обращенной глазами внутрь, не способной воспринять окружающих в качестве равных и равноправных сущностей.
3. Почти во всех словарях "хитрость" определяется как существительное, производное от "хитрый". Определений слова "хитрый" очень много, зачастую достаточно противоречивых, "искажающих" и, на мой взгляд, опошляющих суть слова. Мне наиболее близки следующие определения:
ХИТРЫЙ, искусный, мудреный, изобретательный, замысловатый, затейливый.
Хитрым называют человека, который скрывает от других людей свои настоящие планы, мысли и чувства, чтобы достичь своей цели.
Хитрым называют умного, изобретательного человека, который найдёт выход из любой ситуации.

Так что Ваша бытовая смекалка и есть одно из лучших проявлений хитрости в лучшем смысле этого слова. Если только в своей бытовой смекалистости Вы кого-нибудь за лоха не держите из гордыни собственной.
Острую мысль нужно подавать тупым концом вперед

Аватара пользователя
Sagittarius
Администратор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 26 ноя 2014, 04:10

Гордость и гордыня

Сообщение Sagittarius » 12 мар 2015, 01:14

навскидку
AnnaGolova писал(а):Источник цитаты Детская и юношеская застенчивость часто не что иное, как скрытое самолюбие и тщеславие.

да ладно? а вариант застенчивости из-за, скажем, заикания или дефекта речи - тоже?

AnnaGolova писал(а):Источник цитаты В дневниках гр. С. А. Толстой есть такое характерное место: «И то, что я не умела воспитать детей (вышедши замуж девочкой и запертая на 18 лет в деревне), меня часто мучает». Главная покаянная фраза совершенно отменяется самооправданием в скобках.

Во-первых, ИХ учил: "не судите и не судимы будете". И страстное желание осуждать и клеймить грешников, да еще публично, есть снова гордыня.
Во-вторых, дядькО, окутанный своими тараканами, начинает приписывать другим свои мысли и мотивы.
Фраза - не покаяние и самооправдание, а размышление и объяснение (для себя, меж. прочим, а не для публики, как у клеймителя) - почему так вышло. И если взрослый мужик не понимает, что 18-летняя девочка физически не могла знать - как воспитывать детей, то у этого мужика что-то не в порядке с головой.
Либо с головой все в порядке, но ужасно ему хотелось привести какой-нибудь пример этакий, из жизни медийных особ. Вот, мол, они какие грешники, а я - красавЕц.

AnnaGolova писал(а):Источник цитаты Симптомы тщеславия, этого начального греха... непрерывное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают?

нельзя жить в социуме и не зависеть от социума
тот, кто плюет на других, добивается только одного - социум плюет на него самого
другое дело, что у ориентирования на социум есть разные грани, но не обращать на него внимания вообще - есть путь к деградации и девиантности

AnnaGolova писал(а):Источник цитаты Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойе) ведут, главным образом

к душевной болезни ведет физическое нарушение функционирования мозга - и больше ничего; в каком месте возникло повреждение - то и проявится в болезни
Скверна привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы — правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, — враги отечества (Махатма Ганди)

Аватара пользователя
Sagittarius
Администратор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 26 ноя 2014, 04:10

Гордость и гордыня

Сообщение Sagittarius » 12 мар 2015, 01:16

островок писал(а):Источник цитаты Вы обещали.... Не по буддистски Вы поступаете.

не понял?
что не так?
я разве нападаю на религию?

ЗЫ Я не буддист ))) но это не важно, на самом деле

ЗЗЫ Мне без разницы - какого вероисповедания тот или иной человек. Если он, по моему мнению, спорол чушь, то я это чушь и назову. Если он, по моему мнению, умница, то я так и скажу. В данном случае я критикую сказанное гражданином, а вовсе не его конфессиональную принадлежность.
Скверна привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы — правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, — враги отечества (Махатма Ганди)

Аватара пользователя
Туранчос
Администратор
Сообщения: 4292
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 08:27

Гордость и гордыня

Сообщение Туранчос » 12 мар 2015, 01:17

Tatjana писал(а):
Туранчос писал(а):Источник цитаты хитрость - категория ума, а хитрожопость - категория тупости.

:yes: а хитрожопость - категория тупой гордыни...

Татьяна, браво! :drinks:
Если вдуматься, то в такой форме суть хитрожопости передается наиболее полно!
Забрал в цитатник!
Острую мысль нужно подавать тупым концом вперед

Аватара пользователя
Туранчос
Администратор
Сообщения: 4292
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 08:27

Гордость и гордыня

Сообщение Туранчос » 12 мар 2015, 01:38

AnnaGolova писал(а):Источник цитаты Наверное, лучше всего на эту тему сказал Александр Ельчанинов в статье Демоновская твердыня.

Здравствуйте, Анна!
На мой взгляд, в этой статье собраны и смешаны без систематизации почти все грехи душевные. При этом основная цель, если исходить из очевидного результата прочтения, убедить читателя, что человек грешен. Так это и так давно известно. Начиная с момента зарождения грешен.
Особо впечатлительные после прочтения могут и умом тронуться от невозможности даже приближения к безгрешию, т.к. любое человеческое проявление, при определенных навыках, наглядно продемонстрированных в статье, можно истолковать через те "греховные" проявления, что подробно описаны в статье.
И, да, здесь я согласен с Алексом, в самой статье гордыня автора особо и не прячется.
Ну а с позиций заявленной темы статья является косвенным доводом за то, что "гордость" = "гордыня" и все это - зло! Это и Ваше мнение?
Острую мысль нужно подавать тупым концом вперед

Аватара пользователя
Sagittarius
Администратор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 26 ноя 2014, 04:10

Гордость и гордыня

Сообщение Sagittarius » 12 мар 2015, 01:39

островок писал(а):Источник цитаты Гордость однозначно включает в себя окружающее, то есть можно быть гордым чем-то, не обязательно даже имеющим личное участие в этом. То есть в гордости себя, как-бы, нет. Даже если идет речь о личном достижении, положительным содержание это наполняется тогда когда человек не допускает даже мысли, что он это сделал один единственный "в поле воин". Ведь всегда вокруг кто-то есть и что-то складывается в какой-то момент благополучно, для того, что бы это личное достижение случилось.

Не согласен.
Пример приведу.
Будучи подростком, я предотвратил пожар в бабушкином доме. Вокруг никого не было, никто не помогал и не подсказывал. И - да, я гордился тем, что быстро сориентировался, что не испугался ожогов, что пересилил боль от ожогов и сумел все сделать правильно.
Почему моя гордость за тот эпизод должна квалифицироваться как гордыня?
Вот если бы я об этом случае ежедневно в уши всем дудел, требовал наград и преференций, требовал непрерывных похвал - да, это гордыня. А поскольку описанного не было - то никакой гордыни не вижу.
Скверна привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы — правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, — враги отечества (Махатма Ганди)

Аватара пользователя
Туранчос
Администратор
Сообщения: 4292
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 08:27

Гордость и гордыня

Сообщение Туранчос » 12 мар 2015, 01:53

Sagittarius писал(а):Источник цитаты Вот если бы я об этом случае ежедневно в уши всем дудел, требовал наград и преференций, требовал непрерывных похвал - да, это гордыня. А поскольку описанного не было - то никакой гордыни не вижу.

Алекс, вот теперь я не согласен. Это не гордыня, это стяжательство.
Для меня гордыня - это убежденность в собственной избранности, гениальности, превосходстве над другими и т.п. Независимо от того, имеет эта убежденность хоть какие-то основания или нет. Гордыня, убежден, - безусловный грех и источник многих бед.
А гордость я считаю нормальным и позитивным в целом явлением. Как личную, за то, что сам хорошо сделал, личностную (за других людей), так и (условно) общественную - за социальную, общественную группу, страну и т.п.
Острую мысль нужно подавать тупым концом вперед

Аватара пользователя
AnnaGolova
Пользователь
Сообщения: 566
Зарегистрирован: 15 фев 2015, 00:06

Гордость и гордыня

Сообщение AnnaGolova » 12 мар 2015, 12:03

Дорогие товарищи)Рада, что вы смогли найти в статье "собственные опорные слова" и она вызвала такой резонанс. Наверное в этом и смысл таких публикаций - соотносить со своей жизнью, что-то отвергать, что-то принимать. А, главное, задумываться и "не позволять душе лениться".
Немного прокомментирую ваши замечания.
Туранчос писал(а):Источник цитаты На мой взгляд, в этой статье собраны и смешаны без систематизации почти все грехи душевные. При этом основная цель, если исходить из очевидного результата прочтения, убедить читателя, что человек грешен.

Как вы видели из биографии автора (в начале поста). Статья написана в эмиграции в 20-х годах. И является результатом его наблюдений при своей работе священника и, конечно, через преломление осознания своих личных проблем. Но, думаю, через этот материал он осмысливал и судьбы (суд Божий) исторических субъектов, с которыми его сводила жизнь. И он раскрыл "50 оттенков серого" проявления гордыни и тщеславия. ИМХО Это важно и для нас с вами сегодня, поскольку помогает понять мотивы современников ("персон" форума) и немного в себе разобраться. Главная задача всей духовной работы уметь не только признаваться "Ой, грешен, везде грешен" и превращать это в фарс, а действительно, четко понимать,не обманывая себя, что действительно тобой движет, какие при этом чувства испытываешь. Чисто рационально это совокупность ретроспективной, ситуационной и перспективной рефлексий. Которые описаны в психологии, но механизмы достижения его разные. Можно через духовные практики, можно через помощь психоаналитика. Опыт нашей церкви и предания святых отцов помогают очень точно идентифицировать разные состояния души и духа. А то, тайное, трансцедентное, что есть в самой Церкви в ее таинствах и ритуалах (немного двусмысленное понятие) - исправить. Мы это называем присутствие благодати Святого Духа. Который можно "стяжать" и самостоятельно (одна из важнейших заповедей Серафима Саровского). И такой опыт есть, например, свидетельства жития Марии Египетской. Но "проще и надежней" (проверено временем и опытом десятков тысяч людей)через соборность ( о чем где-то уже писала). То есть задача всех святоотеческих текстов не нагнуть человека, а помочь разобраться, исправить и спасти.
Sagittarius писал(а):Источник цитаты дядькО, окутанный своими тараканами, начинает приписывать другим свои мысли и мотивы
Честно говоря, не встречала воспоминаний об отце Александре современников или как-то проскочили, может, Островок что-то знает.
Sagittarius писал(а):Источник цитаты нельзя жить в социуме и не зависеть от социума

Еще Дж. Локк в 17 веке писал о законе социальной кожи "я думаю о том что обо мне думают другие" :pardon: Вопрос о личной зависимости от этого. Например, меня крайне удивило, что когда на Антике поставили возможность ставить плюсики - минусы (что типично для молодежных социальных медиа - дальше везде буду сокращать СМ). Взрослые люди, вдруг, включились в обсуждение, кто - что и почему мне поставил значок, демонстрируя значимость этой оценки. Хотя это и есть одна из технологий манипулирования общественным мнением, даже есть термин в зарубежных технологиях "band wagon". Срабатывает эффект "защиты" от ответственности за личное неправильное решение и присоединение к большинству, да еще в условиях требуемой быстроты реакции (то же об этом писала).
Так что понимать законы социума, легко в обществе функционировать (не на кочке в лесу и не на пляже Гоа), и при этом иметь доброе расположение духа, да еще другим помогать и радовать - вот и все что от нас требуется...а как достичь? :unknown:
Туранчос писал(а):Источник цитаты А гордость я считаю нормальным и позитивным в целом явлением.

ИМХО "бес в деталях". Вопрос не в том, как вы это состояние называете: "чувство собственного достоинства", абстрактное "благородство", "гордость за Державу", "национальная гордость" и т.п... а только, в том на какие поступки это вас подвигает и какими эмоциями сопровождается (и как долго они в душе висят, перегружая и не пуская новое). И главное, не мешает ли это жить и развиваться дальше. Даже жертвенный подвиг может быть не только ни спасительным для души, а вообще перекрыть возможность что-то сделать еще... Ведь это проблема многих спортсменов, ушедших из спорта, например...
А вот вы перенесли фрагмент из Сталкера в топик по психологии. А ведь там монолог был то же об этом. Так что упорно его сюда верну. :gamer:
phpBB [video]
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною...(1Кор.6:12)

Аватара пользователя
Sagittarius
Администратор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 26 ноя 2014, 04:10

Гордость и гордыня

Сообщение Sagittarius » 14 мар 2015, 03:06

Туранчос писал(а):Источник цитаты Алекс, вот теперь я не согласен. Это не гордыня, это стяжательство.

Ну, какбэ, стяжательство, это несколько другое (или я сформулровал не совсем правильно).
Тут спич в другом (даже не обязательно материальном) - "вот я весь такой крутой, а раз я крутой, вы мне должны поклоняться с вытекающими отсюда последствиями"

Отличная иллюстрация тут - Гиркин.
Скверна привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы — правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, — враги отечества (Махатма Ганди)

Аватара пользователя
Sagittarius
Администратор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 26 ноя 2014, 04:10

Гордость и гордыня

Сообщение Sagittarius » 14 мар 2015, 03:24

AnnaGolova писал(а):Источник цитаты Главная задача всей духовной работы уметь не только признаваться "Ой, грешен, везде грешен" и превращать это в фарс, а действительно, четко понимать,не обманывая себя, что действительно тобой движет, какие при этом чувства испытываешь.

С этим я совершенно согласен. Но вот только когда "гуру" клеймит, это вызывает не желание работать над собой, а отторжение и закономерные вопросы: "а ты сам-то - кто, что поучаешь? сам-то ты ангел? нет? ну и сиди молча, без тебя разберемся"

AnnaGolova писал(а):Источник цитаты То есть задача всех святоотеческих текстов не нагнуть человека, а помочь разобраться, исправить и спасти.

Не видел ни одного святоотеческого текста, после которого хотелось бы разобраться. Да, разумеется, я не могу сказать, что видел их много, но то, что видел... вызывает или хохот - от безумного количества розовых соплей и сюсей-пусей, или отторжение (как выше описал).
Да, я понимаю, что есть люди с определенным психологическим складом, которым нужно именно такое... Но, по-моему, им лучше сначала к психологу сходить.

AnnaGolova писал(а):Источник цитаты Взрослые люди, вдруг, включились в обсуждение, кто - что и почему мне поставил значок, демонстрируя значимость этой оценки.

Ну, определенная значимость есть ))) Поначалу, когда этот форум только-только открывался, мы искали единомышленников именно по плюсикам/минусикам :)
Без них было бы сложнее.

AnnaGolova писал(а):Источник цитаты о законе социальной кожи "я думаю о том что обо мне думают другие" Вопрос о личной зависимости от этого.

Личная зависимость напрямую связана с социумом. Например, если в компании есть определенный дресс-код и определенные корпоративные правила (даже негласные), то человек, который хочет работать именно в этой компании, обязан под них подстроиться. Либо он должен показать себя специалистом такого уровня, что ему простят всё.

Или личный пример приведу. Я всю сознательную жизнь хожу в джинсах/футболках/джемперах/джинсовочках и т.п. и не признаю другой одежды. Когда я переезжал на ПМЖ в другой город, к жене, я устроил маленький банкет-отвальную в ресторане, куда пригласил полтора десятка коллег, с которыми общался наиболее близко. И пришел на банкет, естественно, в своей обычной одежде - т.е., в джинсах
Но на банкет к маме я одевался так, как ей того хочется, то есть - "прилично" :D Не потому, что я завишу от мнения ее гостей, а чтобы сделать ей приятно. Итак ей достался охламонистый ребенок, так хоть тут порадовать )
Скверна привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы — правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, — враги отечества (Махатма Ганди)

Вернуться в «Высокие материи»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited :: Русская поддержка phpBB :: ProSilverOnTheRocks by HaNNF :: Часовой пояс: UTC+03:00
cron
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика